комкоры ркка

Из протокола допроса советскими разведорганами немецкого агента.

«Мне известно, что при каждом немецком воинском соединении, начиная от дивизии и выше‚ имеется отделение или, как его называют, группа подслушивания. В состав этой группы входит пять радистов не непосредственно работающих на радиоаппаратуре, четыре переводчика, дающие перевод перехваченных радиопередач и официальный работник отдела 1-Ц, осуществляющий руководство работой всей группы. 

Немцам известно, что все или большая часть радиопередатчиков Красной Армии, находящиеся перед их фронтом, работают на определенных волнах от 16.60 до 85.00 килогерцев. На этих волнах немцы и разыскивают работающие советские радиостанции. Часто бывает, что немцы поймают работающую советскую радиостанцию, но радист ее внезапно, в процессе работы менял волну. В таком случае, немцы, дабы определить его новую волну, используют тот факт, что советские радисты в большинстве своем не желая пользоваться кодом говорят открытым текстом, указывая так называемую дорожку, означающую градус или волну. Если советский радист указал переходим на такую-то дорожку, то немцы указанную цифру делят на 4 или умножают на 25 и получается длина волны. Например, когда передано переходить на дорожку 90, цифра 90 делится на 4, или умножается на 25, в результате чего получается цифра 22.50, обозначающая длину волны в немецких килогерцах.

Чтобы определить местонахождение работающей советской радиостанции немцы используют пеленгатор, а зачастую обходятся и без него.

В таких случаях местонахождение советских радиостанций определяется по громкости ее передачи, по названному советским радистом открытым текстом рубежу, обороны немецкой части или номеру этой части.

Благодаря частым отступлениям от правил скрытого управления войсками и разговора открытым текстом, работа группы подслушивания является эффективной и оказывает немецкому командованию большую помощь в деле принятия необходимых мер для отражения готовящихся ударов со стороны Красной Армии на том или ином участке фронта или вывода своих войск из под этих ударов.

Несмотря на то, что 211-я немецкая пехотная дивизия, в которой я служил при группе подслушивания стала перед фронтом 65-й советской армии только в первых числах августа 1944 года в районе города Соколув- Подляски, командованию дивизии в середине августа уже была известна большая часть соединений, входящих в состав армии, а также занимаемые ими рубежи обороны.

Должен сказать также, что немцам полностью известен простой разговорный код, используемый командирами частей Красной Армии. В частности немцы знают, что употребляемые русскими открытым текстом

слова: «труба»- означает пушки, «коробки со стволами или лапотники»-

танки, «самовары»- минометы, «крабы»- легкие танки, «карандаши и

гвозди»- пехота, «огурцы»- наряды, «семечки»- патроны.

Мне, за время работы в группе подслушивания отдела 1-Ц 211-й немецкой пехотной дивизии, неоднократно приходилось самому принимать путем радиоподслушивания разговоры, передаваемые открытым текстом. Немцами было установлено, что станция, работающая на волне «19.50», позывные «всадник» принадлежит 38-й гвардейской стрелковой дивизии, установить это удалось благодаря тому, что у «всадника» часто просили к аппарату Новикова, а путем опроса пленных ранее было известно, что Новиков является командиром 38-й гвардейской стрелковой дивизии.

Кроме того, «всадник» часто говорил о своем местонахождении открытым текстом, называя деревни по первой букве имени и добавляя цифры. Например, «Коля-30»  это означало деревня Колки в которой насчитывалось 30 дворов. Этот способ зашифровки немцам хорошо известен и они быстро определяют место дислокации передающих. 38-я Гвардейская стрелковая дивизия немцам известна по боям в районе города Ковель и за номером установлено постоянное радионаблюдение.

Немцам также хорошо известна и радиостанция, работающая на волне «17.00», имеющая позывные «мина». Эта станция по определению немцев принадлежит моторизованной артиллерийской части. «Мина» очень часто говорит открытым текстом. Так например 5-6 августа 1944 года, работая на радиоприемник «Ульрих» в 9-10 часов в утра «Мина» заявила «линкору» или «Мина- 1», точно сейчас не помню, чтобы она была осторожнее в действиях, так как в районе деревни Галки, в 30 метрах от шоссейной дороги немцы выбросили десант в количестве 200 человек. Тут же «мина», сообщая обстановку, заявила, что немцы в саду накапливают силы для контратаки, сообщая при этом дать туда огоньку из своих «труб». После получения такого сообщения, я сразу же доложил об этом офицеру разведотдела, который в свою очередь по инстанции сообщил в штаб 211-й пехотной дивизии и 306-й немецкий пехотный полк, действительно находившейся в саду, был немедленно предупрежден, и штаб 211-й пехотной дивизии расположенный в другом саду, переменил место дислокации, таким образом миновал огневого налета со стороны советских войск.

17 августа с/года, на волне «24-00» радиостанция «сокол» приказывала по радио «кадровику», чтобы тот подготовил данные на деревню Мрацова Воля, Соколна и другие и что наши «Карандаши» пойдут по дороге на Мрацова Воля на Жилинец. Эта перехваченная мной радиограмма была немедленно передана в отдел 1- Ц дивизии, где были приняты соответствующие меры по разгрому наступающих советских частей. На следующий день, в упомянутом районе, действительно было наступление  частей Красной Армии, которое было отбито немецкими войсками с большими потерями для русских. Когда оборонительный рубеж 211-й пехотной дивизии проходил в районе города Соколув- Подляски, на волне «17.75» «зефир» докладывал «могучему», что в лесу северо- восточнее города Соколув, называя координаты, проходит железная дорога, где немцы разгружают боеприпасы. Там же по сведениям перешедшего на сторону Красной Армии поляка, находится до 80 немецких складов. Говоря об этом поляке «зефир» сообщил, что последний принимал участие вместе с советской разведкой в разыскивании немецких минных полей. Об этом, перехваченном мной радиоразговоре, было также доложено в отдел 1-Ц. Ночью, после этого разговора, советские самолеты «У-2» бомбили указанный лес, но немцы предвидя это, противопоставили им свою истребительную авиацию. В настоящее время, командование 211-й пехотной дивизии, основываясь на этом перехваченном радиоразговоре, отселяет из прифронтовой полосы все польское население, обвиняя их в связи с русскими.

В районе города Соколув- Подляски, вблизи деревни Большая Кожуховка, против немецкой части действовал танковый корпус, имевший радиостанцию с позывными «клич», «пуля» и «русый», которые переговаривались между собой все время открытым текстом. Так например, в районе Кожуховка, были подбиты три советских танка, по радио открыто производились уточнения, чьи эти танки и когда установлено, что это свои. «Русый» приказал обязательно вытащить их, тут же он заявил, что посылает на помощь 30 «лапотников». «Пуля» и «клин» ответили ему, что коробки со стволами вытащить очень трудно, так как немцы ведут обстрел и снаряды разрываются в 50 метрах правее. Перехватив этот радиоразговор, я сообщил о нем через отдел 1- Ц в штаб 211-й пехотной дивизии, где были сделаны соответствующие поправки в наводки и усилен артиллерийский огонь, в связи с чем, часть пытавшихся подойти на выручку советских танков, не добившись положительных результатов, была подбита огнем немецкой артиллерии.

Должен сказать, что наиболее часто радиостанции советских войсковых соединений говорят открытым текстом о собранных ими данных о противнике, сообщая при этом местонахождение батарей и огневых точек. Так, 19 августа 1944 года, радиостанция «письмо» на волне «22.50», передала «таблице», что противник из района деревни Садовня ведет контратаки, а из районов Шанкажизна и Лосевице производит огневые налеты, при чем из Шанкажизна бьют 105 мм пушки. Это соответствовало действительности, ибо мы находились недалеко от указанной деревни и рядом с нами стояла 105 мм батарея. Вскоре в ее расположении стали рваться снаряды и основываясь на перехваченном нами разговоре, немецкое командование приняло меры к быстрому передислоцированию их.

В том же районе «якорь-1» передал стихии на волне «19.50», что им взяты пленные из 306-го пехотного полка 211-й пехотной дивизии. Это дало возможность установить нам, что воинская часть, имеющая позывные «якорь»- действует перед фронтом 211-й пд и за ней было установлено усиленное радионаблюдение…».

ЦА МО РФ, ф. 307, оп. 4148, д. 298, л. 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика