комкоры ркка

Протокол предварительного допроса диверсантов, бывших военнослужащих Красной Армии: лейтенанта Давленчук и младшего лейтенанта Орел, задержанных при попытке перейти линию фронта обороны в районе Геллеровские (25 км юго- восточнее Локня).

На предварительном допросе диверсант ДАВЛЕНЧУК (по кличке «КОГУТ») показах: родился в 1920 г.,бывший член ВЛКСМ с 1937 года, в Красной Армии служил с 1939 года по октябрь 1940 года окончил 2-е Свердловское пехотное училища. 15.10.1941 года на острове ДАГО (Эстония) в момент контузии был взят в плен в звании лейтенанта РККА, После пленения находился в городе РИГА в лагере военнопленных.

В октябре 1942 года добровольно вступил в разведшколу (г.Валка), где проходил трехмесячное обучение. В школе обучалось 68 человек (преимущественно из командиров и бойцов русских). Школа готовила разведчиков- маршрутников. С конца января 1943 года (по окончании обучения) до апреля месяца находился на отдыхе. 23.04.1943 года поездом до Локня, а далее на машинах были переброшены из Рига в район Геллеровские леса, где немецкий офицер (капитан) поставил следующую задачу: 1) установить местонахождение 46 и 74-й сбр; 2) уточнить местонахождение штаба 6-го стрелкового корпуса (район Овчинниково) и 150-й стрелковой дивизии; 3) выйти на большак (правый берег реки Ловать) и следить за движением автотранспорта. Время на выполнение задачи – 10 дней, после чего в районе Геллеровские, возвратиться с пропуском «СТАРАЯ РУССА».

Переход линии фронта- днем. При постановке задачи офицер ориентировал: штаб 6-го ск расположен в районе Овчинниково, штаб 22-й армии в районе Торопец или Шеино, армейские склады — в районе Красный Волок, в районе Уварово, Галивины находится крупный штаб неустановленной нумерации.

На случай задержки диверсантов на переднем крае немецким командованием были выданы оправдательные документы с печатью 54-й сбр, в которых указано, что лейтенанту поручается уточнить линию обороны 150-й сд. Для предъявления документов в тылу диверсанты имели направление от 54-й сбр в отдел кадров 22-й армии. Диверсанты одеты в летнее обмундирование командиров РККА (погоны полевые). Имели продукты питания (немецкие), по 300 рублей денег, компас, карты и наган.

Одновременно с переброской диверсантов в районе Геллеровские- в районе Осипово Село должны перейти линию русской обороны три диверсанта: два лейтенанта и один старший сержант (Каганов, Доснов и Тимофеев). Диверсанты имеют при себе радиостанцию.

Данные о противнике. Железнодорожную линию Дно, Локня, Насва охраняют латышские и эстонские охранные батальоны. Вдоль полотна через каждые 400-500 м оборудована пулеметная точка. В Локня- до полка пехоты, в ДНО — до 2500 солдат. Южнее Дно (1,5 км) на восточной стороне от железной дороги находится аэродром, на котором диверсанты видели до 150 боевых машин (преимущественно истребители). Основной поток ж.д. эшелонов (с живой силой и материальной частью) с севера-на юг. В районе Локня, Геллеровские танков не видели. В районе Геллеровские- до батальона пехоты. В тылу гарнизон противника редкий и малочисленный. Нумерации частей не знает. Из разговоров с солдатами, диверсантам известно, что в районе Геллеровские немцы наступать не будут, их активные действия возможны в районе севернее и южнее Великие Луки. В настоящее время большое количество солдат отпущено в домашний отпуск для поднятия духа перед началом летнего наступления, которое должно начаться в конце июня.

Обстоятельства пленения. 24.4.1943 года в районе 1.5 км северо- восточнее Геллеровские диверсанты обратились к сержанту, находившемуся у ДЗОТа, с просьбой указать местонахождения полка 150-й стрелковой дивизии. При этом были предъявлены документы, показавшиеся подозрительными. Диверсанты были направлены в роту, где и задержаны. Опрос произвел Мартынов, 26.04.1943 года.

Источник: ЦА МО РФ, ф. 221, оп.1351, д.1816, л. 58.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика