мехкорпуса ркка

27-й механизированный корпус-  войсковая часть 2850.

Командир- генерал-майор Иван Ефимович Петров.

Заместитель по политической части- полковой комиссар Александр Павлович Свиридов (19.04.41- 9.08.41).

Начальник штаба- полковник Василий Владимирович Меньшов.

Начальник разведывательного отдела- майор Карл Сарапу.

Заместитель начальника отдела политпропаганды- старший батальонный комиссар Матвей Моисеевич Бикрицкий (1.04.41–20.08.41).

Состав:

9-я танковая дивизия- в/ч 5757. Командир- полковник Василий Герасимович Бурков.

53-я танковая дивизия- в/ч 1227. Командир- полковник Алексей Степанович Белоглазов.

221-я моторизованная дивизия- в/ч 1222. Командир- полковник Герш Моисеевич Ройтенберг.

31-й мотоциклетный полк- в/ч 2890.

553-й отдельный батальон связи- в/ч 2857.

84-й отдельный мотоинженерный батальон- в/ч 2874.

127-я отдельная корпусная авиаэскадрильи- в/ч 5654.

722-я полевая почтовая станция.

С 17 июня 1940 года в городе Мары и в лагере имени Сталина (Чирчик) на базе 146-й стрелковой дивизии и 10-го танкового полка началось формирование 9-й отдельной танковой дивизии. 17-й танковый полк формировался на базе танковых батальонов 10-го легкотанкового полка, 18-й танковый полк — из 358-го танкового батальона 194-й стрелковой дивизии, учебного батальона 48-го танкового полка[148 — Входил в состав 194-й моторизованной дивизии до ее переформирования в стрелковую.] и 346-го танкового батальона 46-й стрелковой дивизии. Мотострелковый полк был создан из 698-го стрелкового полка 146-й сд.

Дислоцировалась дивизия и Марах, а мотострелковый полк- в Байрам-Али Марыйской области.

Дивизия имела на вооружении в основном танки, которые участвовали в советско-финской войне и поступили сюда после капитального ремонта со значительно израсходованным моторесурсом. В конце 1940 года 9-я танковая дивизия получила 50 танков БТ-7М. К 1 октября 1940 года численность танкового парка дивизии составляла 229 машин- в основном учебно- боевых. Из-за недостатка техники первые танковые батальоны танковых полков дивизии были учебными.

Осенью 1940-го и зимой 1941 года части 9-й танковой дивизии участвовали в серии окружных учений, и в целом дивизия являлась боеспособным подготовленным соединением. В марте 1941 года она была включена в состав формирующегося 27-го механизированного корпуса.

В марте 1941 года в городе Мары (САВО) начал формироваться 27-й механизированный корпус. В его состав вошла ранее сформированная 9-я танковая дивизия. Заново формировались 53-я танковая (город Кизыл-Арват) и 221-я моторизованная (город Самарканд) дивизии. Корпус возглавил генерал-майор Иван Ефимович Петров, бывший до этого командиром горно-стрелковой дивизии и начальником пехотного училища. Весной 1941 года 9-я танковая дивизия получила новую автомобильную технику.

53-я танковая дивизия формировалась из частей, размещавшихся друг от друга на значительном удалении (Красноводск и другие областные центры). поначалу в нее не вошло ни одной танковой части, и лишь в апреле 1941 года дивизии был передан танковый батальон Т-26 из 9-й танковой дивизии. К началу войны соединение не закончило своего укомплектования и сколачивания, и представляло собой слабо подготовленную мотострелковую дивизию.

221-я мотодивизия развернута на базе 19-й Узбекской ордена Ленина горно-кавалерийской дивизии. Она имела в основном хорошо обученный личный состав, но не очень хорошие автомашины, мобилизованные из народного хозяйства.

Несмотря на то, что корпус являлся второочередным в вопросах комплектования (окончательное поступление бронетанковой техники планировалось только в 1942 году), с момента его формирования в войсках развернулась усиленная боевая подготовка.

В марте 1941 года в 9-ю дивизию поступила шифровка о трехмесячном планировании боевой подготовки (по май включительно). Этот период оказался самым напряженным- во всех частях проходили тактические учения, боевые стрельбы, отработка взаимодействия частей и их сколачивание. К лету 1941 года 9-я танковая дивизия стала одним из наиболее боеспособных соединений САВО. Это подтвердило командно-штабное учение под руководством представителей Генштаба М. Н. Шарохина и С. М. Штеменко, проводившейся в районе Мары в первой половине 1941 года.

Особенностью боевой подготовки дивизий было то, что танкисты очень часто занимались по ночам из-за жары, достигавшей 50–60 градусов. Но темнота вызывала другое неудобство- появлялась опасность нападения ядовитых скорпионов и фаланг. Укусы скорпионов происходили регулярно. Страшным испытанием были ветры, поднимавшие тучи раскаленного песка. После песчаных бурь танки оказывались засыпанными, и потом их приходилось долго откапывать из песка.

К началу войны соединения корпуса дислоцировались в местах формирования (город Мары, Кизыл-Арват, Самарканд). Не соответствует действительности информация о переброске корпуса до 22 июня в Одесский военный округ. В июне 1941 года корпус имел 356 легких танков.

С началом войны в дивизии корпуса стали поступать призывники-добровольцы и срочно призванные запасники. Столь быстрое поступления объясняется тем, что дивизии укомплектовывались в основном жителями Туркмении. Так, в 9-ю тд призывников направлял Марыйский областной военкомат. Поэтому мотострелковый полк 9-й танковой дивизии называли «туркменским», так как почти весь личный состав там состоял из туркмен.

23 июня из народного хозяйства по мобилизации в части корпуса начинает поступать транспорт- автомобили, гусеничные тракторы и тягачи. В течение нескольких дней дивизии были полностью укомплектованы личным составом, колесными и гусеничными транспортными машинами. Некомплект среднего комсостава в 9-й танковой дивизии покрыли за счет досрочного выпуска группы успевающих курсантов Ташкентского пехотного училища.

Однако укомплектованность мехкорпуса танками оставляла желать лучшего. Так, в 53-й танковой дивизии танки имел только танковый батальон, переданный весной 1941 года из 9-й дивизии, а 221-я моторизованная дивизия в своем танковом полку не имела вообще ни одного танка. К тому же управление корпуса оставалось недостаточно подготовленным к руководству боевыми действиями войск.

Несмотря на очевидную слабость соединения, штаб Среднеазиатского военного округа уже 25 июня 1941 года получил приказ о готовности 27-ro мехкорпуса к 4 июля 1941 года начать передислокацию на запад. Начальник штаба САВО в 1941 генерал М. И. Казаков писал в своих воспоминаниях: «Мы задавали себе вопрос какой смысл отправлять корпус на фронт в таком состоянии? Думалось, что наш мехкорпус лучше было оставить пока на месте или перебросить его не дальше как на меридиан Волги и там заняться довооружением…»

Тем не менее, неблагоприятно складывающаяся обстановка на фронта ускорила отправку мехкорпуса из Средней Азии на центральное направление. Уже 27 июня начинается отправка на запад первого эшелона 9-й танковой дивизии. За ним последовали остальные тридцать четыре эшелона дивизии. Маршрут их движения был: Мары — Ташкент- Оренбург- Воронеж. Утром 8 июля головной эшелон уже приближался к Воронежу.

10 июля эшелон штаба 9-й дивизии прибыл в Брянск. Здесь получена директива о включении 27-го мехкорпуса в состав 28-й армии (генерал-лейтенант В. Я. Качалов), штаб которой располагался в Кирове (150 км севернее Брянска). Выгрузка эшелонов должна производиться на станции Фаянсовая, недалеко от Кирова.

На станцию Фаянсовая эшелоны начали прибывать 11 июля, разгружались они только по ночам — в небе господствовала немецкая авиация. Многие эшелоны, двигавшиеся через всю страну курьерской скоростью, при подходе к районам разгрузки задерживались из-за разрушений железнодорожного полотна и пробок на маршрутах. Например, эшелон с одним из танковых батальонов простоял в тупике станции Брянск свыше трех суток.

После разгрузки дивизия собиралась в лесах, в районе северо-западнее Кузьминичей, куда подразделения от станции прибытия должны были совершить марш протяженностью 70 километров. К 15 июля сосредоточение здесь танкового соединения в целом было закончено. Всего в составе 9-й танковой дивизии имелось: БТ-7- 50 штук, БТ-5- 19 штук, БТ-2- 3 штуки, Т-26 — 136 штук; всего 208 танков. Кроме того, в дивизии было 37 бронемашин БА-10 и 14 БА-20- всего 51 бронемашина. Также имелось 50 тракторов С-60 и С-65, 327 грузовых машин ГАЗ АА, 22 легковые автомашины, 77 бензоцистерн и 150 специальных автомашин.

8 июля 1941 года Генеральным штабом было принято решение о расформировании корпусного звена бронетанковых войск и переформировании имевшихся танковых дивизий по новым штатам (217 машин в танковой дивизии, противотанковый артполк вместо гап). Переформирование коснулось прежде всего тех танковых соединений, которые не было втянуты в боевые действия. Чтобы отличать дивизии новых штатов, им присваивались новые номера- начиная со 101-го.

В соответствии с этим решением 9-я танковая дивизия получила номер 104, 53-я танковая дивизия- 105, а на базе 221-й моторизованной дивизии должна была развернуться 106-я танковая дивизия.

15 июля 1941 года управление 27-го механизированного корпуса было расформировано. В тот же день командующему 28-й армией направлена директива Генерального штаба о сосредоточении переформировываемых 104-й, 105-й и 106-й танковых дивизий в районе Спас-Деменска.

19 июля в приказе о сформирования танковых дивизий (№ 0058) заместитель Наркома Обороны генерал армии Жуков включил сформированные 104-ю и 105-ю танковые дивизии в состав фронта резервных армий. Вместо 106-й танковой (на базе 221-й моторизованной) оставалась 106-я мотодивизия, в которой впредь до особого распоряжения оставался второй мотострелковый полк, а вместо танкового полка из-за недостатка танков включался 106-й танковый батальон. Нумерация мотострелковых полков в дивизии временно получила порядковый характер- 1-й и 2-й мсп.

Что касается 31-го корпусного мотоциклетного полка, то тем же приказом Жукова предлагалось сосредоточить его в распоряжении командующего МВО в Кубинке. Он был переформирован в 31-й мотострелковый полк. Остальные корпусные части 27-го МК поступали в распоряжение командующего фронтом резервных армий, а излишествующий начальствующий и рядовой состав в распоряжение командующего Московским военным округом.

Источник: механизированные корпуса РККА в бою: история автобронетанковых войск Красной Армии в 1940- 1941 годах, Е. Дриг,- 2005.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика