Просвиров Никон Андреевич- «Дивизии РККА«
Родился Просвиров Никон Андреевич 16.11.1901 г., г. Котельниково ныне Волгоградской обл. — умер 2.3.1971 г., г. Киев, Украина. Русский. Генерал-лейтенант технических войск (1944).
В Красной Армии с сентября 1918 г. по февраль 1920 г. и с сентября 1921 г. Окончил 20-е пулеметные курсы комсостава в г. Саратов (1921), 2-ю военную железнодорожную школу техников (1923), КУКС при Военной железнодорожной школе в Ленинграде (1926), курсы усовершенствования Краснознаменной школы ВОСО им. М. В. Фрунзе (1931), Военно-транспортную академию РККА им. Л. М. Кагановича в Москве (1936).
В Гражданскую войну Н. А. Просвиров с сентября 1918 г. проходил службу красноармейцем в составе Пролетарского отряда железнодорожников 1-й Котельниковской стрелковой дивизии 10-й армии, затем 2-го Крестьянского полка 2-й советской Донской стрелковой дивизии. С мая 1919 г.- писарь управления 37-й стрелковой дивизии. Воевал на Южном и Юго-Восточном фронтах.
В послевоенный период Н. А. Просвиров с марта 1923 г. служил в 22-м отдельном железнодорожном батальоне, машинист, командир отделения, помощник командира взвода, машинист-наставник, помощник командира роты, помощник начальника депо. В сентябре 1924 г. переведен в 8-й Краснознаменный железнодорожный полк им. Воровского на Туркестанском фронте. В его составе занимал должности помощника командира роты и начальника депо, командира и политрука роты, сводного батальона, командира технической роты, он же начальник боевого питания, командира батальона, начальника полковой школы.
В мае 1936 г. Н. А. Просвиров назначен помощником командира по технической части 11-го железнодорожного полка в г. Сызрань. В июле 1938 г. он был переведен командиром 5-й бригады Особого корпуса железнодорожных войск Красной Армии, с января 1939 г.- командир этого же корпуса на Дальнем Востоке, который принимал участие в строительстве железных дорог на Дальнем Востоке и в МНР. За успешное выполнение заданий правительства в мае 1938 г. он был награжден орденом «Знак Почета», а в 1939 г.- орденом Трудового Красного Знамени. В марте 1941 г. корпус был переброшен на строительство железных дорог в западных районах Украины. Кроме того, корпус под его командованием занимался реконструкцией Львовского железнодорожного узла, а также железнодорожных узлов Гречаны, Шепетовка и Красне.
Вначале Великой Отечественной войны Особый корпус железнодорожных войск под командованием генерал-майор технических войск Н. А. Просвирова принимал участие в производстве восстановительных и заградительных работ на Юго-Западном фронте. С октября 1941 г. руководил заградительными работами Московского железнодорожного узла и метрополитена, одновременно части корпуса вели заградительные и восстановительные работы в полосе Юго- Западного, Западного и Калининского фронтов. В январе 1942 г. Н.А. Просвиров был назначен заместителем начальника Главного управления военно-восстановительных работ НКПС- начальником Управления железнодорожных войск.
24 ноября 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, начальник железнодорожный войск Главного Управления Военно- восстановительных работ, генерал- майор технических войск Просвиров Никон Андреевич был награжден орденом «Красного Знамени».
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
«Товарищ Просвиров Никон Андреевич до Великой Отечественной войны, будучи командиром Особого корпуса железнодорожный войск Красной армии, обладая непреклонной силой воли, большой организаторской способностью и опытом в работе, не щадя своих сил и не считаясь со временем, личным руководством обеспечил своевременное выполнение заданий партии и Правительства по строительству железных дорог на Дальнем Востоке, Монгольской Народной Республики и Западной Украине, имеющих весьма важное стратегическое назначение. Все задания поручаемые Партией и Правительством Особому корпусу железнодорожных войск, под непосредственным руководством товарища Просвирова, выполнены в срок при хорошем качестве работ. С начала Великой Отечественной войны, корпус которым командовал товарищ Просвиров входил в состав Юго- Западного фронта. Проявляя личную инициативу, товарищ Просвиров обеспечил силами частей корпуса устройство и проведение в жизнь заграждений важных железнодорожных направлений Юго- Западного фронта, чем обеспечил нормальный отход действующих армий фронта и задержал продвижение армий противника по железной дороге. По его заданию отдельные части корпуса, выполняя работы по устройству заграждений фронтовых железных дорог входили в соприкосновение с противником, участвовали в боях и отражали натиск врага. Из числа командиров и политработников корпуса выявилось множество героев войны, проявивших отвагу при выполнении заданий товарища Просвирова, под его личным руководством. Все ценное военное и железнодорожное имущество находящееся на территории Юго- Западного фронта, эвакуировано в тыл страны по заданию и под руководством товарища Просвирова. С начала войны товарищ Просвиров, обеспечил восстановление железных дорог Юго- Западного фронта, разрушаемых авиацией и артиллерией противника и дал возможность подвоза к фронту боеприпасов, подкреплений и имущества. В период обороны города Москва, товарищ Просвиров лично организовал и руководил устройством заграждений Московского узла и эвакуацией имущества в тыл страны. В качестве начальника Железнодорожных войск Главного Управления Военно- восстановительных работ, товарищ Просвиров сколотил кадры частей железнодорожных войск, обеспечил их боевую готовность и добился своевременного восстановления разрушенных железных дорог на территории освобожденной от гитлеровских мерзавцев. Лично выезжая на места работ, своим руководством восстановил железную дорогу на участках Андреаполь- Пено- Торжок- Соблаго Калининской железной дороги и больших мостов через реку Западная Двина и Волга и обеспечил движение поездов к фронту. Проделал большую подготовительную работу к предстоящему восстановлению железных дорог с расчетом обеспечения восстановления разрушений вслед за наступающими частями Красной армии. Товарищ Просвиров тесно связан с массами, личным примером учит бойцов и командиров как достич победы. Обладает большими организаторскими способностями и умело их применяет в воспитании подчиненных на выполнение любых заданий партии и Правительства».
С мая 1944 г.- начальник Главного управления военно- восстановительных работ НКПС- начальник железнодорожных войск. В начале апреля 1945 г. на основании Постановления ГКО он был от должности освобожден и зачислен в распоряжение НКПС.
После войны в августе 1945 г. генерал- лейтенант технических войск Н. А. Просвиров был назначен заместителем начальника Главного управления военно-восстановительных работ НКПС, затем в марте 1946 г.- командиром 2-го корпуса железнодорожных войск. С февраля 1964 г. в запасе. Похоронен в Москве.
Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.
Источники: Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь. Т. 2.- М.; Жуковский: Кучково поле, 2006.- 464 с., pamyat-naroda.ru