ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ МИХАЙЛОВ. Родился в 1921 году в поселке Чухлинка, ныне в черте Москвы. Русский. Герой Советского Союза (26.10.1944). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени.
Токарь одного из московских заводов Евгений Михайлов был призван в Красную Армию в 1940 году, а в 1941-м окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и остался в ней инструктором-летчиком. Готовил он молодых летчиков для фронта и когда началась война, хотя сам мечтал попасть на передний край- встретиться с врагом в ближнем бою.
Наконец в феврале 1943 года он прибыл в 32-й гвардейский истребительный авиационный полк, сражавшийся на Северо-Западном фронте. В ту пору войска фронта вели упорные бои в районе Демянска.
Первое боевое задание оказалось необычным и интересным: нужно было подстеречь немецкий самолет-корректировщик «Фокке-Вульф-189»- так называемую «раму»- и сбить его. Чтобы наверняка выполнить задание, Михайлов вместе с напарником летчиком Красавиным замаскировали свои самолеты на лесной опушке, поблизости от переднего края. Перед рассветом они заняли места в кабинах. А когда «рама» появилась ранним утром, истребители взлетели и, стремительно набирая высоту, атаковали корректировщика сверху вниз, с противоположных направлений. Прошитый встречными очередями и загоревшийся корректировщик противника рухнул на землю под торжествующее «ура» советской пехоты. Плечом к плечу с боевыми друзьями участвовал Евгений в ожесточенных боях на Курской дуге, а потом снова на северо-западном направлении и на 1-м Прибалтийском фронте.
В начале 1944 года 3-я гвардейская истребительная авиадивизия перебазировалась на Невельский аэроузел. 32-й гвардейский авиаполк перелетел на аэродром Заловчи- в восьмидесяти километрах от линии фронта. Выдвижение полка почти вплотную к линии фронта накладывало определенный отпечаток на всю его жизнь и характер боевой деятельности, возникала повышенная потребность в постоянной воздушной разведке, которая представляет собой нелегкое дело. Поэтому-то на разведывательные задания посылались только очень опытные летчики. Лейтенант Е. В. Михайлов был в их числе.
Но случилась беда. 17 марта 1944 года он вылетел в сопровождении лейтенанта В. Титова на разведку аэродрома противника, находившегося в районе железнодорожной станции Идрица Себежского района Псковской области. Пересекли линию фронта, развернулись и с запада прошли над вражеским аэродромом. Он оказался битком забитым самолетами. Надо было немедленно сообщить об этом командованию, и летчики решили возвращаться домой кратчайшим маршрутом. Между тем погода неожиданно ухудшилась: повалил мокрый снег, видимость резко снизилась. Ориентироваться стало трудно. Пришлось выбираться на станцию Идрица, чтобы оттуда продолжить полет вдоль железной дороги.
Над станцией летчиков обстреляла немецкая зенитная батарея. Самолет Михайлова загорелся. Михайлов бросил взгляд на железнодорожные пути. В центре станции стоял длинный состав с цистернами. На глазах своего напарника лейтенанта Титова мужественный летчик направил пылающий Ла-5 в этот состав. Огромной силы взрыв потряс окрестности. К небу взвились гигантские сполохи пламени. Горящий бензин охватил огненным кольцом несколько эшелонов. Через несколько минут на станции Идрица бушевал неистовый пожар…
В полку узнали о подвиге старшего летчика Евгения Михайлова из его последней радиограммы: «Самолет подожжен. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам! За Родину!»
Герой Советского Союза Е. В. Михайлов успел совершить 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях сбил 5 вражеских самолетов.
На привокзальной площади станции Идрица установлен памятник Герою, площадь и улица поселка названы его именем. Одна из улиц Москвы и пионерская дружина 786-й московской школы также носят его имя. На здании школы и на доме № 24 по улице Михайлова- мемориальные доски.
Источник: Зачислен навечно: Биографический справочник. В 2 кн. /А. Д. Зайцев, И. И. Рощин, В. Н. Соловьев- М.: Политиздат, 1990- 415 с.