обд- мемориал

Голубец Иван Карпович, родился в 1916 году в городе Таганроге. Украинец. Член ВЛКСМ Герой Советского Союза (14.6.1942). Награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени

Иван Голубец любил свой город- город Антона Павловича Чехова, любил море и завод, на котором работал отец, и школу, ту самую, куда ходил когда-то маленький Чехов. Иван много читал, увлекался бегом, футболом, байдаркой и особенно пла­ванием.

После семи классов Иван Голубец пошел учеником на Азовский металлургический завод, на котором работал отец, освоил профессию электромонтера, шесть лет проработал на этом заводе, стал ударником.

В 1937 году его призвали на действительную воен­ную службу, и оказался Иван Голубец в морском пограничном отряде на Черном море.

Морская служба Голубцу понравилась. Он быстро освоился с пограничным катером, с новой для него специальностью рулевого. Молодой моряк отличался ак­куратностью, исполнительностью, ловкостью, интересом к морскому делу. Боевые друзья уважали Ивана за ве­селый нрав, простоту, находчивость.

С первых дней обороны Севастополя катер, на котором служил Голубец, входил в Севастопольский гарнизон. Катера такого типа несли охрану выходов из бухты. Катерники первыми встречали прорывавшиеся к Севастополю корабли и транспорты с боеприпасами, продовольствием, подкреплениями. И последними провожали их в обратный путь- с ранеными, с детьми и женщинами на борту.

Катерники надежно несли дозорную службу перед бухтами осажденного города. И в этой службе успех во многом зависел от рулевого.

…Шел март 1942 года. Город Севастополь уже не­сколько месяцев героически сражался, по существу, в глубоком тылу врага. 25 марта рулевого сторожевого катера СК-0183 3-го дивизиона сторожевых катеров Черноморского флота старшего матроса Голубца боцман по делам службы послал на берег. В это время против­ник стал обстреливать бухту из дальнобойной артил­лерии.

Голубец увидел сторожевой катер 0121, стоявший у пирса, которому осколки разорвавшегося снаряда пробили борт. Загорелись моторные отсеки, от оскол­ка другого снаряда, попавшего в топливную цистерну, пламя охватило корабль. Голубец понял, какая опасность грозила всем катерам, его товарищам, если взорвутся глубинные бомбы на сторожевике. Он бросился на горевший катер, сквозь бушующее пламя пробрался на корму и стал сбрасывать тяжелые глубинные бомбы в море. Огонь разгорался все сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже скатилась последняя 160-килограммовая глубинная бомба.

Однако на корабле оставалось еще около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К этому времени и корму охватило пламя. Сквозь дым и языки огня было видно, как от стеллажа к борту и обратно на палубе ме­тался человек в шапке- ушанке и бушлате. Это был ком­сомолец Иван Голубец. Невзирая на опасность, он про­должал свое дело- ведь каждая сброшенная за борт бомба уменьшала возможность взрыва…

Но Иван не успел. Раздался взрыв. И все же при­чинить вреда успевшим разойтись по бухте катерам он уже не мог. Сила взрыва была слабой, потому что тяже­лые глубинные бомбы лежали на дне.

Так погиб смертью храбрых моряк Иван Голубец, выполнивший до конца свой воинский долг перед Ро­диной.

В музее Черноморского флота в одном из залов есть большая скульптура, изображающая матроса с глубинной бомбой в руках, по пояс охваченного пламенем. Это Иван Голубец. Скульптор изобразил его таким, ка­ким видели его в последний раз. Здесь же на витрине бескозырка Голубца, орден Отечественной войны, две медали.

В Севастополе Ивану Голубцу воздвигнут памятник. Его имя носит одна из улиц города. На месте гибели Героя сооружен его бюст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика