комдивы ркка

Вальц Юрий Владимирович, полковник, родился 26 марта 1897 года в городе Новоукраинка, ныне Кировоградской области, Украина.

В ноябре 1915 года был призван в ряды Русской императорской армии и направлен рядовым в 9-й запасной кавалерийский полк, дислоцированный в Петрограде. В январе 1918 года в чине младшего унтер-офицера был демобилизован из армии.

В марте того же года вступил в ряды РККА, после чего, находясь на должностях помощника начальника пулемётной команды кавалерийского полка и командира конно-пулемётного взвода кавалерийского дивизиона в составе 2-й Петроградской стрелковой дивизии, по июнь того же года принимал участие в боевых действиях против финнов в Карелии. В мае 1919 года Вальц был назначен на должность командира эскадрона в составе 2-го Башкирского кавалерийского полка (Башкирская кавалерийская дивизия), после чего с октября по ноябрь того же года участвовал в боевых действиях против войск под командованием генерала Н. Н. Юденича под Петроградом. С мая 1920 года, находясь на должностях командира эскадрона и временно исполняющего должность помощника командира кавалерийского полка по строевой части в составе 8-й стрелковой дивизии, принимал участие в боевых действиях во время советско-польской войны. Во время отхода через реку Березина был ранен в голову.

В июне 1920 года был назначен на должность начальника отделения конского запаса Северо-Кавказского военного округа и Донской области, а в ноябре того же года — На должность начальника сборного пункта слабосильных лошадей. Межвоенное время в сентябре 1921 года был направлен на учёбу в Высшую кавалерийскую школу, дислоцированную в Петрограде, после окончания которой с сентября 1923 года служил в составе 9-й Крымской кавалерийской дивизии на должностях командира взвода 51-го кавалерийского полка, начальника административной части Штаба дивизии, начальника Штаба и временно исполняющего должность командира 51-го кавалерийского полка.

В октябре 1925 года Вальц был направлен на учёбу на штабные курсы при Одесской кавалерийской школе, после окончания которых в сентябре 1926 года был назначен на должность начальника штаба 20-го Сальского кавалерийского полка в составе 4-й кавалерийской дивизии, а в мае 1930 года- на должность командира 70-го кавалерийского полка в составе 4-й отдельной кавалерийской бригады.

В ноябре 1931 года был направлен на учёбу на отделение старшего комсостава кавалерийских курсов усовершенствования командного состава в Новочеркасске, которое закончил в июне 1932 года. В феврале 1934 года был назначен на должность командира полка курсантов Объединённой Краснознаменной кавалерийской школы, в январе 1936 года- на должность помощника начальника по учебно- строевой части Тамбовского кавалерийского училища, а в июне 1940 года- на должность начальника этого училища.

С началом Великой Отечественной войны полковник Юрий Владимирович Вальц в июле 1941 года был назначен на должность командира 54-й кавалерийской дивизии в составе Орловского военного округа.

Объяснительная полковника Вальц про обстоятельства окружения 54-й кавдивизии и выходе из него:

«Выйдя из окружения, я не имел возможности детально доложить об обстоятельствах окружения, поэтому сейчас излагаю это письменно.

Со дня своего появления на фронте 54-й кавалерийской дивизии не допустил ни одного отхода без приказа, овладела значительным, числом населенных пунктов /Извозно,Тухомичи,Загорье,Подгорное и др./ игравших не последних роль в общих усилиях армии. Численно ослабленная к концу августа дивизия не потеряла своей боеспособности.

Первый отход, который совершила дивизия, это был отход по приказу Командарма- 34 с 8 на 9 сентября. Совершая этот отход, дивизия прикрыла выход из боя опергруппу генерала Попова, ни в какой мере не содействовала созданию обстановки окружения, а созданная дивизией служба заграждения дала возможность войскам пройти гать вне воздействии противника.

8-го сентября выводимые через гать Шубино — Глухое Демидово обозники и матчасть опергруппы подверглись бомбежке противника.

В ночь с 8 на 9-е сентября, дивизия получила приказ на отход. Моим распоряжением вся матчасть артиллерии была выведена через гать и сосредоточена в лесах в районе Глухое Демидово, где она и влилась в состав полков дивизии.

Оставив при выступлении дивизии для контроля движения колонны , начштадива и Н.0.2 я с группой командиров штаба поехал в голове дивизии. По выходе в Глухое Демидово, на основе указаний генерала Попова, с установлении связи с командармом на предмет, уточнения задачи, я с группой штаба выскочил на Погорелицкий Рубеж, куда согласно приказа должна была выйти 181-я стрелковая дивизия. Но к этому времени я уже не застал ни командного пункта командира дивизии, ни полков этой дивизии, а стрельба в районе Речки- Лисичий Бор и севернее, обстрел минометным огнем большака Тобалка- Демьянск, говорила за то, что обстановка по сравнению с изложенной в приказе резко изменилась.

Усиливался нажим противника на фронте 257-й и 245-й стрелковых дивизий и начавший отход их заставил меня принять решение согласно обстановки. Учитывая, что дивизия сосредотачивается в районе Глухое Демидово вне воздействия противника, я к дивизии не поехал , а послал делегата связи с приказанием /копию прилагаю/, двигаться к полкам на д. Новинка , дабы взаимодействуя с 257-й стрелковой дивизией отбросить противника на запад. В ожидании подхода полков я выехал на командный пункт 257-й сд, желая уточнить обстановку.

Полки получили мое приказание, но выполнить его не могли, т.к. генерал Попов, поставил им задачу сосредоточится в лесисто- болотистом районе Анино, где,они бездельно простояли 2 суток, потеряв в трясине ботареи 83-го и 119-го кавполков. Батарея 89 героически погибла при отражении танков у Тобонки. Дальнейшее наступление противника на 257-й и 245-й стрелковые полки с запада и юга и обтекание с Демьянска на север, отрезало меня с группой штаба от дивизии. Опасаясь, что мой приказ о движении на деревню Новинка полками не получен посылаю в порядке дублирования начальника I-го отделения штадива, но последний не смог уже добиться черев боевые порядки противника. Благодаря не выполнения моего приказа полками, в связи с вмешательством генерала Попова я потерял связь с дивизией.

Такое положение в отношении меня и дивизии,создалось благодаря тому,чтя я не зная создавшейся обстановки т.к. не получил последний приказ Штарма- 34. Если бы я имел этот приказ, я бы конечно не рискнул, на отрыв от дивизии не при каких обстоятельствах. Я сейчас совершенно ясно представляю, что мой отрыв от дивизии ухудшил ее положение, но я прошу учесть что мною руководило желание сделать как можно лучше.

Со мной в окружение попали комиссар дивизии, начальник политотдела , комиссар штаба, НО- I, П.Н.ОДГ, дивизионный прокурор, заместитель начальника Особого отдела, начальник санитарной службы дивизии, начальник ветслужбы дивизии и другие всего 20 человек с коноводами.

Первоначальное стремление выйти в кратчайший срок из окружения с боем привело к тому, что я набрал около двухсот человек красноармейцев разных часовй не возглавляемых командирами и повел ночью на прорыв в район стыка деревень Карасея и Горшковицы. Попав под минометный и пулеметный огонь и понеся не большие потери, группа рассеялась. После этого я решил выходить со штабом, группы же которые двигались с таким же намерением эшелонировал за собой, на дистанции. 19.9.1941 года потерял 3 убитым и три раненым.

Я вышел из окружения в районе озера Селигер. К тому же времени вышли из окружения полки моей дивизии, сохранив свои организационные единицы. В настоящий момент собрана дивизия почти полностью. Вышло из окружения 1200 человек в конном строю с вооружением, из них передано комбригу Гусеву около 600 человек. Учитывая малочисленность дивизии до окружения, считаю, что еще не явилось в дивизию около 200 человек, которые задерживаются при стрелковых дивизиях для несения службы разведки. Все пережитое мною за эти два дня, являются для меня большим уроком. Я как командир и коммунист отлично понимаю политическую сущность приказа, подводящего итоги действия 34-й армии. Заверяю, что если состоится решение меня вновь назначить на дивизию, я в своей работе, как получивший уже большой опыт борьбы с озверелым фашизмом, покажу образцы в работе».

С 22 ноября 1941 года состоял в распоряжении Главного управления Кадров НКО с прикомандированием к Инспекции кавалерии Красной Армии. В декабре 1941 года был назначен на должность начальника Штаба 2-го кавалерийского корпуса (Западный фронт).

Со 2 по 20 февраля 1942 года временно командовал этим корпусом, который 28 февраля после 500-километрового марша вышел в тыл противник, где наряду с соседями вёл боевые действия по разгрому александропольской группировки противника. После освобождения города Александрополь Корпус не сумел удержать рубеж, вследствие чего не выполнил боевую задачу.

В апреле 1942 года Вальц был назначен на должность заместителя командира 5-го кавалерийского корпуса, который в составе Южного фронта вёл тяжёлые оборонительные боевые действия южнее города Изюм (Харьковская область). В ходе боя 6 апреля 1942 года полковник Юрий Владимирович Вальц погиб смертью храбрых.

Справка генерал- майора Пархоменко об обстоятельствах гибели Юрия Владимировича:

«В период боев с немецкими оккупантами, во время выхода соединения из окружения, в ночь с 16 на 17 июля (??) 1942 года полковник Вальц во время атаки соединения немецкими танками был ранен, упал с лошади и остался на поле боя тяжело раненым или убитым. 5.6.1943 года».

Из донесения представленного в Чкаловский областной военный комиссариат, Главным управлением кадров, полковник Вальц Ю.В. значится погибшим в апреле 1942 года.

Источники: ЦА МО РФ, ф. 221, оп. 1351, д. 163, л. 452; там же, ф. 33, оп. 11459, д. 115, л. 14; там же, ф. 33, оп. 11458, д. 46, л. 202.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика