ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ КОШЕЛЬ

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ КОШЕЛЬ. Родился в 1913 году в селе Радостном ныне Краснодонского района Ворошиловградской области. Украинец. Член КПСС с 1942 года. Герой Советского Союза (18.9.1943). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени

Федор Кошель встретил Ве­ликую Отечественную войну штурманом корабля дальнебомбардировочного авиаполка.

Сражаясь на разных фронтах, гвардии капитан Кошель к августу 1943 года, будучи штурманом звена 9-го гвардейского авиационного полка 7-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвар­дейского авиационного корпуса авиации дальнего дей­ствия, совершил 207 успешных боевых вылетов. В совершенстве владея самолетовождением, в условиях любой погоды, днем и ночью он уверенно и точно прокладывал курс самолетам звена к заданной цели. Наряду с бом­бардировкой вражеских позиций, узлов обороны, аэродромов, железнодорожных станций, живой силы и техни­ки противника, Федор десятки раз бомбил его крупные административные и военно-промышленные центры, и среди них Кенигсберг, Данциг, Люблин и др.

В один из апрельских дней 1943 года груженный фу­гасными и зажигательными бомбами малого и большого калибра Ил-4 тяжело оторвался от бетонки подмосков­ного аэродрома и взял курс на запад. Путь предстоял долгий- от Монино до Кенигсберга и обратно. Полет к цели прошел спокойно. Вот уже внизу Ке­нигсберг. Город переливался щедрой россыпью электри­ческих огней- советского самолета никто не ожидал. Зенитки открыли огонь только после того, как город оза­рился пламенем взорвавшихся бомб.

Командир экипажа лейтенант Б. П. Чистов повторил заход, чтобы сфотографировать результаты бомбометания. И вдруг самолет вздрогнул- загорелся правый мотор. Пламя удалось сбить скольжением, но двигатель вышел из строя. Высота резко упала. Стрелок-радист Лаврентьев передал на командный пункт, что самолет поврежден. В Монино решили, что экипаж не вернется на свой аэродром: пролететь более полутора тысяч ки­лометров на одном двигателе- задача практически невыполнимая. Однако экипаж вел энергичную борьбу за спасение самолета. За борт выброшены кислородные баллоны, бронеплиты. Стараясь уменьшить крен машины, штурман Кошель, помогая командиру, уперся ногами в левую пе­даль…

Едва не цепляясь за верхушки деревьев, бомбарди­ровщик наконец коснулся колесами взлетной полосы, пробежал несколько метров и остановился. Оба винта были неподвижны, горючего не было. Болталась распо­ротая осколками обшивка. 130 пробоин насчитали в са­молете.

После боевых действий на Ленинградском фрон­те полк, оказывая эффективную помощь наземным войс­кам, участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины, в битве за Днепр, наносил бомбовые удары по военным объектам Киева, сражался за освобождение Крыма и Белоруссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года Ф. Ф. Кошелю было присвоено звание Героя Советского Союза.Уже была разгромлена группировка противника в Белоруссии, наши войска быстро продвигались на запад. Теперь, когда фашисты поспешно отступали, особенно тяжело было терять в боях своих товарищей.

Но 23 августа 1944 года 9-й гвардейский  авиаполк понес тяжелую утрату: при выполнении боевого задания погиб Герой Советского Союза гвардии капитан Ф. Ф. Ко­шель. Похоронен Герой в городе Белая Церковь Киев­ской области.

Источник: Зачислен навечно: Биографический  справочник. В 2 кн. /А. Д. Зайцев, И. И. Рощин, В. Н. Соловьев- М.: Политиздат, 1990- 415 с.