МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ ЗЕВАХИН

МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ ЗЕВАХИН. Родился в 1922 году в деревне Горевской ныне Санчурского района Кировской области. Русский. Член КПСС с 1943 года. Герой Советского Союза (4.2.1944). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.

Сын крестьянина Михаил Зевахин тоже собирался стать землепашцем, грамотным хозяином на родной земле и после окончания Корляковской семилетней школы поступил в Сарапульский сельскохозяйственный техникум. Но манило паренька не­бо, и он одновременно учился в Ижевском аэроклубе. В 1939 году Михаила Зевахина направили в Пермскую военную авиационную школу пилотов, из которой менее чем через год он вышел летчиком. Служил в бомбарди­ровочных авиачастях, а с мая 1942-го- участник Вели­кой Отечественной войны.

В июне 1942 года начались тяжелые бои на под­ступах к Ржеву, в районах городов Белый и Оленино. Стремясь удержать их как важные базы для нового наступления на Москву, гитлеровцы оказывали упорное сопротивление. Зевахин успешно выполнял боевые поле­ты, набирал опыт, стал командиром звена 11-го отдель­ного разведывательного авиационного полка.

В один из тех напряженных дней его вызвали к командиру полка. Южнее Ржева противник сосредоточил резервы. Было приказано: мощными бомбардировочными ударами сорвать планы врага.

Звено за звеном взлетали самолеты. Один из них вел Михаил. С высоты была видна земля, объятая ды­мом пожарищ, наша пехота, которая, преодолевая со­противление противника, упорно продвигалась вперед…

Позади остался яростный  огонь вражеских зениток над линией фронта, но вскоре летчики снова попадают в полосу жестокого обстрела, однако настойчиво идут к заданной цели. Вот и Ржев. На железнодорожной станции видны скопления эшелонов и техники. Михаил переводит машину в пикирование. На землю летят бом­бы. Отбомбившись, летчик набирает высоту. Станция охвачена дымом и пламенем.

На обратном курсе вражеским зенитчикам удалось поджечь его самолет. Попытки сбить пламя скольжением не удались. Твердо решившись во что бы то ни стало дотянуть до своих, чтобы спасти экипаж, Зевахин с не­имоверным трудом пересек линию фронта и произвел по­садку. Едва успел экипаж выскочить из горящей машины и укрыться в воронках от снарядов, как взорвались са­молетные бензобаки. К вечеру вместе с товарищами Ми­хаил добрался до своего аэродрома…

В начале марта 1943 года при подготовке к Смо­ленской наступательной операции армейская воздушная разведка добывала командованию необходимые данные и точные сведения о группировке противника, его резер­вах, состоянии и системе обороны. С этой целью вместе с однополчанами часто летал на разведку и экипаж старшего лейтенанта Зевахина. 7 марта, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, он сфотографировал Смоленский железнодорожный узел, аэродром и укреп­ленные районы Демидов, Духовщина.

За полтора года пребывания на фронте, к сентябрю 1943 года, старший лейтенант Зевахин совершил 198 ус­пешных боевых вылетов, из них 76 на бомбардировку живой силы и техники противника и 122- на разведку его коммуникаций, войск и объектов.

Выполняя задание командования по разведке, Ми­хаил Зевахин провел 20 воздушных боев, в которых сбил два фашистских истребителя «Мессершмитт-109». Четырежды возвращался он с территории врага на одном работающем моторе. Попутно с разведкой его экипаж 65 раз бомбил крупные железнодорожные узлы и места сосредоточения войск и техники противника, нанося ему серьезные потери.

Несмотря на внушительный счет побед над врагом, воевал Михаил Зевахин недолго: 13 января 1944 года он погиб при выполнении очередного боевого задания.

Мужество и бесстрашие летчика были отмечены наг­радами. А 4 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронен Герой в городе Казани. Память о Михаиле Зевахине увековечена его бюстом, установленным   в  городе  Сарапуле  Удмуртской  АССР.

Источник: Зачислен навечно: Биографический  справочник. В 2 кн. /А. Д. Зайцев, И. И. Рощин, В. Н. Соловьев- М.: Политиздат, 1990- 415 с.