обд- мемориал

Вербицкий Михаил Константинович,  родился в 1917 году в деревне Серково ныне Даниловского района Ярославской области. Русский. Член КПСС с 1942 года. Герой Советского Союза (22.1.1944). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.

В августе 1935 года по ком­сомольскому набору Вербицкий Михаил Константинович был призван в Военно-Морской Флот. Спустя два года он окончил Ейс­кое военно-морское авиационное училище. Старшина Вербицкий получил назначение на Балтику в одну из авиа­частей, базировавшуюся в Котлах. В 19391940 годах в составе 57-го скоростного бомбардировочного авиапол­ка он участвовал в советско-финляндской войне, совер­шил 37 успешных боевых вылетов.

Когда началась война с фашистской Германией, лей­тенант Вербицкий продолжал служить на Балтике, но уже в 73-м бомбардировочном авиаполку.

Участвуя с однополчанами в тяжелых боях начально­го периода войны, лейтенант Вербицкий делил с ними и горечь поражений, и радость побед. С ростом боевого мастерства увеличивался боевой счет командира звена лейтенанта М. Вербицкого. К концу сентября 1941 года он произвел 46 боевых вылетов, потопил в Рижском заливе крупный вражеский транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн, до отказа забитый танками и самоходными орудиями. В августе при защите полуострова Ханко потопил эсминец и прямым попаданием бомбы вывел из строя вражеский броненосец береговой обороны.

При бомбардировке неприятельских войск на полу­острове Ханко, в районах Риги, Пскова, Таллинна, Нар­вы, Гдова и Пархова лично уничтожил 13 танков, два мотоцикла, до 20 автомашин с войсками и грузами.

Вскоре Михаил Вербицкий стал воздушным развед­чиком, совершил более 200 боевых вылетов на разведку военно-морских баз, аэродромов, портов и других воен­ных объектов, две трети из этого количества вылетов- на поиск вражеских конвоев. Его экипаж сфотографиро­вал более 300 транспортов и боевых кораблей охранения. По разведданным Вербицкого наши торпедоносцы потопили большое количество транспортов и боевых кораб­лей противника. В воздушных боях при разведыватель­ных полетах герой сбил лично два вражеских истребите­ля и еще четыре- в группе с истребителями прикрытия.

К началу 1944 года командир звена 118-го отдель­ного разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота капитан Вербицкий М. К. совершил 267 боевых вылетов, уничтожил 21 самолет, 13 танков, пото­пил эсминец и транспорт врага. За это Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из наградного листа к званию «Герой Советского Союза»:

«Отличный летчик- разведчик, командир звена. Техника пилотирования отличная. Решительный и смелый командир. Участник финской войны, имеет 36 успешных боевых вылетов. В Великой Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. За это время он произвел 261 успешных боевых вылетов. В период с 22 июня 1941 года по 1 октября 1941 года произвел 46 успешных боевых вылетов. В результате боевых вылетов успешной бомбардировкой в Рижском заливе потоплен транспорт водоизмещением 12000 тонн с имуществом и боеприпасами. В августе 1941 года в районе Ханко уничтожены эсминец, нанес сильное повреждение броненосцу береговой обороны, в результате чего вывел его из строя на 3-х дневный ремонт. В августе и сентябре 1941 года произвел 25 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку скоплений живой силы и техники в районах Рига, Псков, ст. Юрьев. Уничтожено до 13 танков и несколько десятков солдат и офицеров противника. С 15 по 19 июня 1942 года имеет 5 успешных боевых вылетов, из них 2 вылета на разведку с бомбоударом. 17 июня 1942 года во время разведки произвел бомбовый удар по складам на станции Лахденпохья, в результате прямого попадания бомб по складам  возник огромный пожар, который продолжался более суток. Второй бомбоудар- ведущий звена, разрушена электростанция Алауксу, результаты подтверждены фотоснимками. Третий бомбоудар- ведущий звена, успешный бомбоудар по пристани Лахденпохья. Все задания выполнены отлично, заслужив высокую оценку командования ударной авиационной группы Ставки Верховного командования, за что представлен к Правительственной награде. На Северный флот прибыл в июне 1942 года в составе 28-го авиационного полка ОМАГ. В августе 1942 года в составе звена- ведущий- нанес успешный бомбоудар по аэродрому Хебугтен, аэрофотосъемкой удара зафиксировано уничтожение 10 самолетов и запаса горюче- смазочных материалов, убито 3 человека, ранено около 100 человек. Результат удара, кроме аэрофотосъемки, подтвержден агентурными данными. За проявленное мужество и отличное выполнение боевых заданий в начале сентября 1942 года награжден орденом «Красное Знамя». В сентябре 1942 года в ряде произведенных боевых вылетов, особенно успешные бомбоудары по аэродрому Луостари. В результате двух бомбоударов звена- ведущий- уничтожено 5 самолетов, склад, авиамастерская. Данные подтверждены успешной аэрофотосъемкой. На отходе от цели, в завязавшемся воздушном бою с большой группой истребителей противника экипажем сбито 2 самолета «МЕ- 109». С октября 1942 года воюет, выполняя задания по дальней и ближней разведке глубоких тылов, военно- морских баз, аэродромов, портов, военных объектов Северной Финляндии, Северной и северо- западной Норвегии. Ведет систематическую разведку основных коммуникаций противника в интересах подводных лодок, торпедоносной и бомбардировочной авиации Северного флота. Став разведчиком, он проявил умелое мужество, огромное желание искать противника и накопив богатый опыт, стал мастером разведки. Отлично овладев скоростным самолетом, безукоризненно летая в сложных метеоусловиях и в облаках, он всегда образцово выполняет боевые задания по разведке и доставляет ценные данные командованию. Первым на Северном флоте, 27 декабря 1942 года, произвел успешную разведку дальней, главной военно- морской базы противника Альте-фиорд, где обнаружил линейный корабль, 2 крейсера, 3 эсминца и другие боевые корабли. Когда командованием была поставлена задача, установить систематическое наблюдение за главными линейными и крейсерскими силами противника, капитан Вербицкий в исключительно сложных метеоусловиях произвел 10 полетов в Альте- фиорд, установил систематическое наблюдение за боевыми кораблями Германии. Горя желанием во что бы то ни стало выполнить возложенную задачу, он проявил все свое умение и летное мастерство и несмотря на низкую облачность, снегопады, пробивался к цели на малых высотах, сквозь сильный огнь зенитной артиллерии, иногда на бреющем полете и все же давал данные о кораблях противника находящихся в базе, что было крайне необходимо. Успешная разведка обеспечила безопасный проход союзных конвоев. Ведя систематическую разведку портов и коммуникаций противника на побережье Северной Норвегии, он создавал благоприятную обстановку для действий наших торпедоносцев и непрерывное напряжение противника. С января по март 1943 года он произвел 25 успешных боевых вылетов. За это время им обнаружено в военно- морских базах и на переходах противника: линкоров- 2, крейсеров- 13, транспортов- 52, танкеров- 3, самоходных барж- 4, плавучих баз- 2, авианосцев- 2, тральщиков- 5, сторожевых кораблей- 78, подводных лодок- 7, эсминцев и миноносцев- 19. За отличное выполнение боевых заданий командования, за образцовую разведку в марте 1943 года награжден вторым орденом «Красного Знамени». С марта 1943 года используя богатый накопленный опыт разведки он выполняет самые сложные и ответственные задания по дальней разведке военно- морских баз, аэродромов, портов и коммуникаций противника. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, автоматов и истребителей противника, он десятки раз смело разведывал: базу главных сил линейного флота противника, Альте- фиорд, Гаммерферст, Хонингсвог, Гамвиг, Омганг, Берлевог, Хавинингсберг, Вардэ, Вадсэ, Киркенес и Лиинахамари. Произвел успешную плановую аэрофотосъемку всех портов и аэродромов противника на севере Норвегии. Когда не позволяли метеоусловия производить аэрофотосъемку аэродромов, а обстановка этого настоятельно требовала, он не смотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и непрерывный барраж истребителей, успешно производил визуальную разведку, доставляя ценные данные командованию. С марта по сентябрь 1943 года он произвел 58 успешных боевых вылета на разведку дальних баз, портов и аэродромов противника. За это время им обнаружено в базах, в портах и на коммуникациях: крейсеров- 3, миноносцев- 6, подводных лодок- 2, танкеров- 3, транспортов- 121, сторожевых кораблей- 109, вспомогательных судов- 8, тральщиков- 39 и морских охотников- 21. За время разведки с декабря 1942 года по сентябрь 1943 года им обнаружено 35 конвоев противника. Противник, понеся значительные потери на море, усилил свое побережье и коммуникации непрерывным барражом одномоторных истребителей «ФВ- 190», «МЕ- 109» и двухмоторных «МЕ- 110», систематически высылает истребителей на перехват разведчиков, устраивает ловушки разведчикам. Вербицкий не только успешно ведет разведку, но не будучи истребителем, он с успехом борется с авиацией противника. 31 марта 1943 года, обнаружив большой конвой противника, в составе 4 ТР, 1 танкера в охранении 2-х ММ, 5 СКР, 3-х ТЩ и 5 СКР, прикрываемый барражем истребителей противника, он успешно произвел разведку с аэрофотосъемкой, определив все необходимые элементы. Будучи атакован самолетом противника «МЕ- 110» он проявил мастерство воздушного боя, сбил самолет противника над охраняемым конвоем. Данные разведки были своевременно переданы по радио, по которым наши торпедоносцы нанесли успешный торпедный удар по кораблям противника. 29 апреля 1943 года ведя разведку порта, прикрываемого непрерывным барражем истребителей противника, мастерски произвел разведку, обнаружив скопление боевых кораблей и транспорта противника. В воздушном бою над базой противника сбил «МЕ- 110», таким образом, не будучи истребителем, он сбил 4 самолета противника в группе и 2 самолета лично. Отлично овладев самолетом, безукоризненно летая в любых условиях, он попал в сложные условия, когда один мотор был поврежден, а второй не давал обороты, находясь на территории противника, он, приложив все свое мастерство и умение, дотянул до своей территории, блестяще посадил машину на сопки, сохранив жизнь экипажа и матчасть самолета. За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий командования, 2-го сентября 1943 года был награжден 3-м орденом «Красного Знамени». За отличное выполнение личных 261 боевого задания командования при выполнении которых проявил беспредельную решимость и мужество достоин высшей Правительственной награды- присвоения звания «Герой Советского Союза».

4 марта 1944 года в воздушном бою командир эскад­рильи капитан Михаил Константинович Вербицкий был смертельно ранен. Дотянуть до берега не хватило сил. Самолет скрылся в холодной пучине Баренцева моря.

На территории музея авиации Северного флота уста­новлен бюст Героя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика